Найдите свою коробку в списке выше и определите количество, тип и аналоги масла, которое подходит для вашей АКПП. Если не нашли именно свой тип - смотрите аналогичные машины. Общий принцип для 4-х и некоторых 5-ти ступенчатых коробок:
Если по справочнику написано что подходит "минеральное" (типа Dexron-III) - можно лить и следующее поколение ATF (Dexron-VI), все что выше классом. То есть: "полусинтетику" и "синтетику". Ниже классом - нельзя. То есть лить минеральное в полусинтетику - нельзя.
Примечание: Если производитель рекомендует свое масло для "капризных" 6-ти ступенчатых коробок, в которых настройки ТСМ нагружают трансмиссию до предела, лучше следовать его инструкциям.
Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя смешивать масла разного класса. От этого образуются эмульсии с непредсказуемыми свойствами, которую насос не способен прокачать, давление падает с соответствующими последствиями для "железа" (читай про проблему: "недостаток давления масла").
Часто задют такой вопрос:
Есть один общий принцип: "Когда масло потеряло прозрачность и чистоту".
Для проверки чистоты можно сделать "тест с белой тряпкой" (справа).
Для каждого типа трансмиссии есть свои особенности и техника замены масла, и лучше изучить специфику именно своей АКПП.
Существует несколько общих закономерностей в этом техническом обслуживании автомата:
1. Если масло прозрачное, чистое (пусть и темное) и АКПП работает штатно - не стоит раньше времени (смотри рекомендации именно для вашей АКПП) менять масло и фильтр.
2. Если масло мутное, непрозрачное или вызывает подозрение взвесь механических включений в масле, то стоит сделать как "минимум" частичную смену масла, а как "оптимум" - полную замену масла со снятием и чисткой поддона. Поддон покажет более точное состояние коробки. Если на магните обнаружатся ежики стружки - пора откладывать деньги на капремонт.
Если на дне поддона встречаются твердые частицы размером свыше 1 мм, то это маркер того, что откладывать капремонт уже некуда, люфты и вибрации начинают разрушать коробку. Даже если нет других признаков неисправности, вроде протечек, потери тяги и скоростей.
3. Если масло имеет запах горелого и включений в виде стружки, крупной крошки, стальных, латунных или пластиковых частиц , то стоит или продавать машину, надеясь, что покупатель не заметит проблем с коробкой или срочно ехать на диагностику и ремонт АКПП (подробнее о горелом масле). Который как минимум потребует ремонта ГДТ, замены масла, фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников (Оверол кит - минимальный набор расходников). Скорее всего понадобится еще смена фрикционов. А может еще и стальных дисков, поршней. (Мастер кит - максимальный набор расходников), и железа - планетарки или крышки насоса. Все вместе с работой это может составить приличную сумму, сравнимую с затратами на 10 замен масла двигателя и его фильтра.
Кроме замены деталей обычно чистится забитый гидроблок и соленоиды, ремонтируется гидротрансформатор, которые часто и являются причиной нештатной работы АКПП.
Все это - нормальный капремонт АКПП, который делается регулярно (в основном после 5-15-ти лет эксплуатации) и после которого коробка ходит еще долго.
3. Даже если ОД (официальный дилер) утверждает, что масло у вас "несменяемое", имейте ввиду, что "несменяемое масло" это термин, указывающий, что ваше синтетическое масло штатно служит от завода до капремонта. А когда наступит капремонт - через 5 лет или через 15 - зависит от водителя.
4. Некоторые автопроизводители рекомендуют менять масло в АКПП через 5-7 лет, даже с небольшим пробегом. Эта рекомендация дана для тех автоматов, где конструктора не уверены в том, что мозги АКПП (гидроблоки с соленоидами) имеют достаточный запас по надежности работы и постаревшее масло может привести к нештатной работе движущихся плунжеров и клапанов.
В некоторых современных 6-ти ступенчатых коробках приходится уже после 60-100 ткм пробега выполнять работы по проверке (чистке или замене) гидроблока или соленоидов и менять при этом масло. Поэтому, чтобы не трогать соленоиды и не чистить гидроблок раньше времени, меняйте "несменяемое масло" как только его прозрачность вызывает подозрения.
Чаще чем обычно меняют масло АКПП в нескольких случаях:
1. Если АКПП перегружается в жару, в пробках, таскает прицеп, ездит по глубокому снегу или бездорожью, водитель любит агрессивные разгоны на предельных крутящих моментах.
2. Если, проверяя масло АКПП, осторожный владелец обнаружит, что масло стало серым, непрозрачным, содержит видимые частицы взвеси.
3. Если водитель в жизни не надеется "на авось", основателен и предусмотрителен по натуре и не жалеет несколько тысяч рублей раз в два года на обслуживание самого сложного агрегата машины, чтобы спать (и ездить) спокойно,
...
8. Если у водителя с машиной особые отношения и в роду у него были прадеды, для которых конь был ближе жены, то такой владелец тоже всегда будет держать масло ATF чистым и залитым до максимума.
Нужно иметь ввиду, что если после смены масла оно слишком быстро "постарело" и стало опять грязным, или проблемы коробки не исчезли, а все необходимые обновления программы компьютера у ОД вы сделали, значит вашей коробке нужен более серьезный уход. Как минимум - ремонт гидротрансформатора (смена износившегося фрикциона\ов). Или смена фрикционов той скорости, которая не работает. Или по крайней мере - консультация мастера.
Случается, что после больших пробегов до того исправная АКПП вдруг начинает "козлить", толкаться, ехать на 3-й передаче..., первой мыслью у большинства владельцев возникает желание полечить автомат сменой масла с фильтром.
Иногда это помогает. Отсрочить капремонт.
К сожалению процесс старения уже запущен. Появились люфты в работе:
- или втулок и валов,
- или шестрен планетарных рядов
- или движущихся и засорившихся золотников в "мозгах" коробки и остановить его можно только переборкой коробки, чисткой и заменой износившихся или сломавшихся деталей. В подавляющем большинстве случаев. И чем раньше это сделать, тем меньше состарится нештатно работающий гениально сложный агрегат вашего авто. К сожалению автомат - не человеческий организм, "самозаживление ран" еще в истории не зарегистрировано.
Частичная замена масла производится путем естественного слива масла из АКПП через сливное отверстие без снятия поддона. А затем восполняется новым маслом до максимального уровня. Прочтите обязательно особенности проверки уровня масла ("нахолодную" и "нагорячую") для своей АКПП!
Обычно сливается около половины всего объема (ок. 4 литров). Остатки грязного масла остаются в гидротрансформаторе и глухих полостях агрегата. Если масло вытекает темное, но еще прозрачное, без заметной взвеси и видимых крупных частиц, то для экономии можно ограничиться частичной заменой. (Только для агрегатов, признанных "неубиваемыми")
Есть такие 4-х ступенчатые коробки производства ZF, Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, ... которые ходят до невероятных пробегов, всю жизнь проводя лишь частичную смену масла.
Если масло серое, мутное и вызывает подозрение взвесь грязи (тест с белой тряпкой), то стоит потратить лишние 50-100 долларов и сделать Двойную Частичную или Полную замену масла, то есть - сделать Частичную смену масла дважды, совершив короткую (10-15 км) поездку между сменами масла, во время которой происходит перемешивание остатков масла из гидротрансформатора и ВСЕХ полостей.
Можно как более "грязный вариант" - сделать Полную замену за один раз. При этом обязательно снимается и чистится поддон (проверка количества стружки на магнитах) и меняется фильтр (если он не имеет доступа к открытой сетке, слева).
Некоторые "перфекционисты" делают частичную замену масла трижды в условиях, когда нужно быть 100%-уверенным в надежности автомата. Также перфекционисты меняют фильтр при каждой смене масла, а не через раз, как это советуют мастера. Даже если у фильтра сетка открытая и может быть продута и промыта. В последние годы сетку на таких фильтрах делают неметаллическую.
В случае, если обнаружена стружка на магнитах поддона (крупнее 1 мм) или на его дне, есть нарекания к переключениям или работе коробки, то пора делать плановый ремонт трансмиссии, не дожидаясь ее преждевременной кончины. Достаточно стружке попасть под резиновый фартук поршня или в насос, под втулки - это сразу запускает цепную реакцию потери давления и проскальзывания фрикционов.
Чем раньше делается ремонт, тем меньше износ основных узлов и соответственно стоимости закупаемых деталей и тем дольше остаточный ресурс коробки. Современные автоматы в отличии от старых нуждаются в чистке и замене расходников чаще. Почти как ходовая машины нуждается в замене амортизаторов и других расходников. Чем быстрее вы "убиваете" амортизаторы, тем чаще вам придется менять расходники и в АКПП. За комфорт плавного переключения и быстрой езды приходится платить. Раз в три - пять лет.
Если масло пахнет горелым - смену масла делать уже не стоит. Ни полную, ни частичную. Ну разве только в психологических целях, для успокоения души. Читайте про горелое масло здесь. Или вообще больше ничего не читайте, как некоторые забеременевшие девушки на несколько недель закрывают для себя эту тему надеясь: "Авось само как-нибудь рассосется!".
В среднем на полную замену масла идет от 7 до 10 литров масла. Полная замена масла с заменой фильтра каждые 60-90 ткм - это тот минимум (для многих американских "тяжеловесов" этот срок может быть значительно короче), который позволяет успокоить совесть: "Я сделал все, что мог". Вообще - найдите описание своей коробки на соответствующей странице сайта. И если Ваше авто и мотор находятся у верхней границы крутящего момента данной коробки, то вы - в зоне риска и вам нужно особенно тщательно следить за качеством масла.
Все это касается только случаев когда сменяемое масло не имеет стружки, кусочков или что самое неприятное - крошек фрикционной бумаги. Если такие включения обнаружены и вызывает опасение, что именно из-за этого коробка работает нештатно (смотри "типичные неисправности АКПП") то наличие таких элементов - показание к ремонту трансмиссии. А это как минимум снятие поддона и чистка гидроблока.
Современные (японские) АКПП предусматривают возможность снятия поддона АКПП не сливая масла (сливается 10-20 процентов от объема). Это позволяет мониторить состояние фильтра, гидроблока, соленоидов, датчиков-сенсоров итд. и восстанавливать работоспособность их без дорогого демонтажа-капремонта.
3. Можно ли слить масло и промыть гидротрансформатор своими силами?
У большинства ГДТ срок полноценной жизни зависит от жизни фрикционного диска, втулок, резиновых уплотнений и подшипников, которые являются "расходниками", то есть планово меняются при ремонте ГДТ. С "лысым" диском муфты гидротрансформатор конечно работать будет, увеличивая расход топлива, но при этом он еще будет пережигать масло, сжигать свои прокладки и ступицу, заодно нанося вред и сальнику насоса, через который масло может в один момент уйти, оставив водителя на дороге с сухой коробкой ждать эвакуатора.
На странице "Ремонт Гидротрансформаторов" можно прочитать об особенностях ГДТ, его устройстве и ремонте.
Промывать Гидротрансформатор самостоятельно - это хобби. А "Хобби", как известно, отличается от "Бизнеса" тем, что в бизнесе вы платите один раз рыночную цену за результат. А хобби, это когда вы платите нерыночную цену за удовольствие от процесса.
Счастлив тот, кто нашел своего добросовестного мастера АКПП и платит рыночную цену, получая при этом удовольствие от процесса. Вместе с мастером.
4. Замена масла в 6-ступенчатых АКПП.
Эти современные АКПП - самый сложный электронно управляемый агрегат автомобиля. Работает при экстремально высоких температурах, все узлы "железа" нагружаются до предела электронным акселератором и TCM (компьютером АКПП), чтобы не проиграть конкурентам - ДСГ, вариаторам и МКПП экономичностью и разгонными характеристиками.
Многие суперсложные узлы не выдерживают уже ставшей "нормальной" (ок. 120-130 градусов) рабочей температуры ("электрика" -соленоиды, электроплаты, пластик, гидроплита...)
Поэтому даже простую замену масла на 6-ступенчатых АКПП лучше производить у проверенных мастеров, которые имеют опыт и отвечают за свою работу. Или быть готовым к тому, что за удовольствие сделать все самому придется платить ... и возможно немало. В любом случае - изучите все, что пишет интернет по вашей коробке.
5. Замена масла (ATF) на 4-х (5-ти) ступенчатых акпп обычно не так рискованна, При смене масла самостоятельно наиболее важны два принципа:
· - лить надо масло не ниже классом, чем указано в этом справочнике. Выше - можно.
Лучше - оригинал. Все настройки современных ТСМ (после 2005 года) учитывают специфику работы именно Оригинального масла. А это не только те характеристики, что описаны в техусловиях, но и то, как эти характеристики меняются в процессе "старения". Ведь со временем меняются и смазочные, и теплоотводящие, и фрикционные свойства масла, увеличивается количество пыли от фрикционов. Но еще более чувствительны к маслу линейные соленоиды, тонко регулирующие подаваемое давление на фрикционы.
· - Если вы не уверены в типе старого масла залитого в коробку, делайте полную замену масла.