В первую очередь, эта статья будет полезна тем, кто собирается приобрести поддержанный автомобиль с автоматической коробкой передач.
Покупка автомобиля – это очень ответственное дело. Практически каждый человек, столкнувшись с выбором нужной машины, сталкивается с множеством вопросов. Одним из самых распространенных является вопрос о том, как выбрать автомобиль с автоматической коробкой передач. Ведь далеко не каждый автовладелец знает, как она должна работать.
Прежде всего нужно разобраться с возрастом покупаемого автомобиля. Средний ресурс АКПП составляет 150-300 тыс. км или 10-15 лет, после чего коробка действительно начинает стареть. Пока это не сказывается на ее работе, но пройдет несколько месяцев, и новый владелец такого автомобиля с удивлением обнаружит, что ему подсунули "гораздо лучшую вещь".
Следовательно, первое, что нужно понимать, покупая машину со значительным пробегом или в возрасте около 10 лет и более, надо быть готовым к тому, что "автомат" долго не протянет.
К сокращенному сроку службы АКПП приводит и спортивный способ езды. Так что при покупке спортивного автомобиля с АКПП (или зная то, что человек, который продаёт автомобиль, любит спортивный стиль езды) будьте готовы к возможному выходу из строя АКПП и следовательно, возникновении потребности в ремонте АКПП.
Использование машины в качестве тягача также приводит к сокращённому сроку службы АКПП (обратите внимание на наличие буксировочного устройства или следов его установки).
При покупке машин лучше отдать предпочтение автомобилям с перебранной коробкой передач. При этом желательно узнать, где она перебиралась, какими "болезнями" страдала, как ее отремонтировали. Терпеливо просмотрите все бумаги и выслушайте рассказы ремонтников, поскольку знать биографию автомобиля - совсем не лишнее.
Как оценить реальное состояние АКПП?
Первая проверка. При неработающем двигателе достаньте щуп коробки и посмотрите на цвет масла. При пробеге в 130 тыс. км и более масло должно быть темно-коричневым и слегка прозрачным, даже если его ни разу не меняли. А вот густое черное масло говорит о том, что коробку придется ремонтировать.
Неплохо бы проверить и уровень масла. Заведите двигатель и, пройдясь по всем положениям АКПП, установите селектор в положение "P" . Затем замерьте уровень масла на минимальных оборотах холостого хода. Слишком низкий или слишком высокий уровень говорит о том, что бывший хозяин машины просто не разбирался в технике: эксплуатация с неправильным уровнем масла может привести к серьезным проблемам с АКПП. Правда, не забывайте, что с нагревом (или охлаждением) уровень масла в коробке существенно меняется - до 50 мм.
Обязательно проверьте, хотя бы на ощупь, насколько масло нагрелось. Учтите, что щупы бывают разные: на одних есть метки только для холодного масла (+20С), на других - для горячего (+60...70С), а на третьих - и те, и другие.
На все приказы автоматическая коробка должна реагировать легко и непринужденно. Запустите двигатель, отключите кондиционер, затормозите машину рабочими тормозами и переведите селектор АКПП из положения "N" поочередно в положение "D" или "R". При этом, без задержки, должно произойти включение передачи с легким толчком вперед или назад.
Если толчки окажутся сильными, то не спешите грешить на АКПП. Причиной подобных ударов могут быть повышенные обороты холостого хода двигателя, а также поломка опор силового агрегата. Если вы заметили задержки включения передачи (более 2-4 сек.), значит АКПП неисправна.
Предположим, что все предыдущие испытания коробка прошла успешно, осталось только прокатиться. Для этого нужно выбрать ровный горизонтальный участок дороги. Автомобиль должен тронуться плавно, без толчков и рывков, и вести себя так же при последовательном переходе на более высокие передачи. Правда, рывки и толчки - это не главное. Пробуксовка - вот основный признак неисправной АКПП. При резком нажатии на педаль акселератора (кикдаун) при скорости до 90 км/час АКПП должна
переключиться на более низкую передачу.
Подводя итоги:
Первое, что необходимо проверить в АКПП (при покупке автомобиля), – это уровень и качество масла.
Второе – это время включения передачи при перемещении селектора из N в D или R: оно не должно существенно превышать 1-1.5 сек.
Также важно обратить внимание на качество переключений во время движения.
При переключениях передач не должно быть ударов, вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя.
Желательно взять с собой человека, который хорошо разбирается в этой сфере. Помните, что при повышении или понижении скорости, скорости должны переключаться легко и незаметно для вас. Практически на всех автоматических коробках есть режимы, которые позволяют улучшить проходимость в тех или иных условиях. Не забывайте ими пользоваться. Если в автомобиле установлена контрактная коробка, то лучше воспользоваться услугами проверки в СТО. Для достоверной проверки коробки автомат лучше всего обратиться в специализированный центр по ремонту АКПП, где вы можете получить гарантии в целостности и надежности автомата. Будьте внимательны при покупке автомобиля, не торопитесь и тогда ваша покупка станет удачной!